Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
Актуальность
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.
6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
7. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.
Сроки реализации: краткосрочный (январь – май)
Тип проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.
Методы:
1. Практические (опыты, эксперименты);
2. Наглядные (схемы, модели и т.д.);
3. Словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).
Структура проведения экспериментов:
1. Постановка проблемы;
2. Поиск путей решения проблемы;
3. Проведения наблюдения;
4. Обсуждение увиденных результатов;
5. Формулировка выводов.
Формы:
1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка;
2. Самостоятельная деятельность детей;
3. Фронтальные занятия;
4. Наблюдения в природе;
5. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;
6. Беседы по теме эксперимента.
Материально – техническое обеспечение:
1. Создание центра экспериментально – поисковой деятельности «Почемучка»;
2. Организация образовательного экспериментально – поискового пространства в группе;
3. Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;
4. Подбор иллюстраций, детской литературы;
5. Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;
6. Подборка консультативного материала для педагогов и родителей.
5. Ресурсное обеспечение проекта.
Основное оборудование и материалы:
1. Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.
2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.
3. Природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.
4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
7. Красители: пищевой краситель, акварельные краски.
8.Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.
9.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.
10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.
11. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
12. Клеенчатые передники, полотенца
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.
Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.
Ожидаемые результаты:
У дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир;
- действовать согласно алгоритма познания;
- применять разные способы детского экспериментирования;
- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;
- доказательно объяснять полученный результат;
- формируются предпосылки учебной деятельности
У родителей: повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
1. Подготовка к работе педагогов.
- Анализ методической литературы.
- Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.
2. Сотрудничество с родителями.
- Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
- Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:
- Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.
- Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.
- Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
3. Подготовительная работа с детьми.
- Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
- Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
- Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.
Месяц
|
№
недели
|
Тема
|
Игры-
эксперименты
|
Цель
|
Январь
|
2
3
4
|
«Хочу все знать»
|
«Экскурсия в детскую лабораторию»
«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»
«Почему все звучит»
|
Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).
Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).
Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.
Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.
Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).
Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
|
Февраль
|
1
2
3
4
|
«Воздух – невидимка»
|
«Воздух повсюду»
«Как услышать воздух»
«Почему дует ветер»
Итоговое занятие
«Что мы знаем о воздухе»
|
Познакомить детей с понятием воздух. Расширят представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.
Расширять представления детей о свойствах воздуха. Объяснить, что когда воздух дрожит, возникает звук и его можно услышать.
Выяснить, как люди используют в жизни «голос» воздуха.
Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Расширять знания детей о пользе и вреде ветра, как люди используют ветер.
Закрепить знания детей о свойствах воздуха.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
|
Март
|
1
2
3
4
|
«Волшебница - вода»
|
«Ходит капелька по кругу»
«Какая бывает вода»
«Лёд – твердая вода»
Итоговое занятие
«Путешествие капельки»
|
Дать детям представления о роли воды в жизни человека и растений. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
(вода прозрачная, жидкая, может течь, принимает форму сосудов, вкуса, запаха; в ней растворяются вещества, имеет вес).
Продолжать знакомить детей со свойствами воды (превращение воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот). Формировать знания детей о том, что лёд легче воды, прозрачный, твёрдый, имеет форму; вода бывает тёплой, холодной, горячей).
Закрепить знания детей о свойствах воды.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, дать представления об отчистке воды. Развивать кругозор детей, любознательность.
|
Апрель
|
1
2
3
4
|
«Чудо магнит»
|
«Удивительный магнит»
«Притягивает – не притягивает»
Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад
Игра «Ловись рыбка и мала, и велика»
Итоговое занятие
«В мире магнитов»
|
Познакомить детей с понятие магнит (рассказать легенду о рыцаре Магнитолик). Уточнить представление о предметах, взаимодействующих с магнитом. Расширять кругозор детей.
Сформировать представления о свойствах магнита. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.
Закрепить знания детей о свойствах магнита.
Воспитывать интерес к окружающей жизни. Развивать кругозор детей, любознательность.
Воспитывать правильное взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Учить самостоятельно, рассуждать, делать элементарные выводы в ходе опытно – экспериментальной деятельности. Обогащать словарный запас
|
Май
|
1
2
3
4
|
«Что у нас под ногами»
|
«Песочная страна»
«Чудеса из глины»
«Каждому камешку свой домик»
«Всё увидим, все узнаем»
|
Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыплется, бывает мелкий и крупный, пропускает воду, мокрый песок слипается, темнее сухого, на песке остаются следы). Где и как человек использует песок.
Познакомить с качеством и свойствами глины. Учить определять структуру поверхности, качества глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (бьётся, размокает, мнётся, плохо пропускает воду). Научить узнавать предметы, сделанные из глины.
Познакомить с качеством камня. Учить детей классификации камней по форме, цвету, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шершавые)
|
|
|