проект «Медовая сказка»
(полезные свойства мёда)
Руководитель проекта: воспитатель Стефановская Елена Николаевна
Актуальность. Мед! Кому не знакомо это слово? Наверно не найдется на земном шаре человека, не вкусившего прелести меда. Да, мед вкусен и сладок. И это еще не все – мед и очень полезен. С далекой древности люди использовали мед не только, как удивительно ценный продукт питания, но и для предупреждения и лечения разнообразных недугов.
Большое количество людей даже не задумываются о том, насколько уникален мёд и какую важную роль он играет в жизни и сохранении здоровья человека. Мед является ценнейшим продуктом, используемым как для профилактики, так и для лечения широкого спектра заболеваний.
Весной во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах и их пользе очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли пчелы? Пользу или вред они приносят? Что такое мед, и какими свойствами он обладает? Где применяется этот «эликсир?» Что говорит народная мудрость о меде, о приметах, связанных с жизнью и поведением пчел?». Так возник проект «Медовая сказка»
Цель проекта: создать условия для развития познавательно - исследовательской активности детей в процессе реализации творческого проекта, изучить роль мёда в сохранении здоровья и познакомиться с использованием мёда человеком.
Задачи проекта:
- Сформировать у детей элементарные представления о жизни пчелы (внешний вид, особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);
- Выявить полезные свойства мёда;
- Рассказать о способах получения меда;
- Узнать, какие существуют виды мёда;
- Узнать, где и как используется мёд;
- Побеседовать с медицинской сестрой (пасечником) о пользе меда;
- Выяснить у детей группы, какой мед они предпочитают, и чем он для них является: лакомством или лекарством.
- Ввести в активный словарь детей слова: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, соты, пчеловод, медогонка, прополис, перга;
- Воспитывать любознательность, интерес к живой природе.
Тип, вид проекта: Групповой, информационно-познавательно-исследовательский, творческий.
База для реализации проекта: МДОАУ ДС №29
Участники проекта: воспитатель, медицинская сестра МДОАУ ДС №29, дети старшего дошкольного возраста, родители (пасечник).
Объект исследования: пчела, человек.
Предмет исследования: мед.
Гипотеза исследования: Предположить, что мед оказывает на организм как положительное, так и отрицательное воздействия на организм человека. Если тщательно изучить нужную информацию, проанализировать и обобщить необходимые факты, то можно не только пополнить и расширить свои знания, но и развивать творческие способности.
Предполагаемый результат:
Для детей:
- Повышение интереса детей к открытию новых, ранее неизвестных сведений о жизни пчел, свойств мёда посредством совместного исследования с взрослыми.
- Обучение воспитанников партнёрскому взаимодействию в рамках общего дела, увеличение количества вопросов у детей, чтобы понять суть происходящего.
Для родителей:
- Удовлетворение потребности быть успешными в воспитании своего ребёнка, лучшее понимание его, корректирование своих способов воздействия на детей.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
- Повышение их культурной компетентности.
Для педагогов:
- Повышение знаний педагогов о жизни пчел, о пользе меда в целях профилактики простудных заболеваний.
- Установление партнерских взаимоотношений с детьми и их родителями.
Предполагаемый продукт:
- На основе собранного материала создать копилку фактов о жизни пчел;
- Во взаимодействии детей, педагога и родителей – оформление иллюстрированного альбома «Польза мёда» (с описанием проведенных исследований);
- В работе с родителями собрать бабушки рецепты «Вкусно и полезно» (продукты пчеловодства в медицине и кулинарии);
- Создание памяток «Берегите пчёл!», «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с пчелами);
- Оформление буклетов «Волшебный мёд».
- В методической работе - разработка проекта «Медовая сказка», описание его реализации.
- Участие детей в творческой работе (в решении проблемных ситуаций создать план – схему « Мед пчелы для человека», «Свойства меда», «Роль пчелы в природе», «Семья пчелы», «Дом пчелы и для меда», «Почему пчел становиться меньше», «Как сохранить пчел»).
- Создание картотеки дидактических и подвижных игр, подборка научной и художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки, пословицы, поговорки, приметы, физкультминутки, пальчиковые игры).
- Выставка детских работ «Если, вдруг не станет пчел, то погибнет все кругом»
- Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «В гостях у пчеловода».
Продолжительность проекта: май, июнь, июль, август.
Возможные риски при реализации проекта: проект может быть реализован частично, из-за нежелания родителей быть участниками проекта.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный этап.
Интерес к данной теме проекта возник у ребенка в результате организации следующих форм работы:
- Поисковая работа воспитателя по подбору материала (сбор литературы, содержащий информацию о пчелах и их роль в окружающей среде);
- Подбор и чтение художественной литературы: К. Ушинского «Пчелки на разведках», Г.Зайцева «Цветы и пчелы», К. Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела», «Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», М. Пришвина «Цветущие травы», В. Бианки «Кто где живет», «Теремок», «Утренний хор», Н. Павловой «Находка», «Зеленый друг», «Летом», Башкирская народная сказка «Медведь и пчелы», Н.Абрамцева «Сказка о веселой пчеле», сказка «Пчела и заяц»;
- Заучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о пчёлах;
- Чтение научно – популярной литературы о пользе меда;
- Поиск информации в Интернете;
- Подбор иллюстраций к информационным встречам;
- Подбор игрового материала.
- Беседа о труде пчеловода, знакомство с профессией – пасечник;
- Экскурсия на пасеку, луг;
- Наблюдение за работой пчел на участке.
II. Основной этап.
Работа на данном этапе строится через следующие формы работы:
- Анкетирование детей;
- Беседа с родителями;
- Постановка проблемы «Полезен ли мед?» - составление схемы «Взаимосвязь пчелы с природой и человеком»
- Беседа со специалистами и их советы (пасечником, медицинской сестрой МДОАУ);
- Проведение экспериментов,
- Опытно - исследовательская деятельность (исследования по изучению свойств пчелиного меда: цвет, запах, состояние) - составление карты «Свойства меда»
- Поисково - исследовательская деятельность «Значение меда для человека», разработка памятки «Мед пчелы для человека»;
- Знакомство с натуральными продуктами пчеловодства (мед, воск, пчелиный клей - прополис, маточное молочко – переработка перги и меда, цветочная пыльца - перга, пчелиный яд, пчелиный мор);
- Дегустация разных сортов меда их отличия (виды меда: цветочный, гречишный, липовый, так же бывает боярышниковый, вересковый, каштановый, падевый);
- Познавательные занятия «Строение пчелы», «Трудолюбивая пчела», «Семья пчел», «В гостях у пчелы», «Здравствуй, матушка Пчела», «Медовая сказка», «Маленькая, трудолюбивая всех медом угощает».
- Познавательные минутки «Интересные факты из жизни пчел», «История появления меда», «Способы получения меда», «Сколько живут пчелы», « Что делать, если ужалила пчела?», «Мед - уникальный продукт» (использование меда человеком в медицине, в области косметологии, в кулинарии);
- Чтение художественной и научно-популярной литературы о пользе меда;
- Поиск информации в Интернете;
- Просмотр видеофильмов (мультфильмов: «Пчела Майя», «Лунтик», «Медовый переполох»);
- Слушание аудиозаписей (Н.Римский – Корсаков «Полет шмеля», песенка из мультфильма «Пчела Майя», звуки природы, пчелиный рой);
- Организация сюжетно-ролевой игры «В гостях у пасечника».
- Проведение подвижных игр «Веселые пчелы», «Цветы и пчелки», «Пчелка и ласточка», «Пчелы», «Пчелы и мед», рус. нар. игра «Улей»;
- Пальчиковые игры «Пчелки», «Трудолюбивая пчела», «Пчела»;
- Гимнастика для глаз «Пчела – оса»;
- Массаж лица «Веселые пчелки»;
- Артикуляционное упражнение «Пчела»
- Игры - драматизации «Медведь и пчелы», «Пчела и муха»;
- Игры - имитации «Пробуждение леса», «Танец пчелы разведчицы», «Полет пчелиного роя»;
- Дыхательное упражнение «Отправь пчелку в полет за нектаром»
- Художественно - продуктивная деятельность (конструирование из бумаги «Пчелы», коллективная аппликация «Пчелы летят на цветочную поляну», рисование «Пчелки летят в улей», коллективная работа: макет «Улей», подготовка атрибутов к играм);
- Творческая работа в группах, решение проблемных ситуаций, составление план – схемы «Почему пчел становится меньше», «Как сохранить пчел?»
- Музыкальный досуг «Сказка про пчелку Женовию»
- Роль родителей в реализации проекта: организация информационных встреч с пчеловодом, оформление иллюстрированного альбома «Польза мёда» (с описанием проведенных исследований), бабушки рецепты «Вкусно и полезно» (продукты пчеловодства в медицине и кулинарии), создание памяток «Берегите пчёл!», «Пчела наш друг, пчела наш враг» (правила безопасности рядом с пчелами), оформление буклетов «Волшебный мёд».
III. Заключительный этап.
На заключительном этапе вместе с детьми подвести итоги, сделать выводы:
- Цвет меда зависит от того, с каких цветков собирали пчелы нектар.
- В состав мёда входят практически все химические соединения, необходимые для нормальной работы человеческого организма.
- От мёда больше пользы, чем вреда. Мёд как природное лекарство можно применять очень широко.
- Благодаря своему богатому химическому составу мёд благоприятно влияет на организм человека и широко им используется, особенно при простудных заболеваниях.
Используемая литература:
- А. Дмитриева «Ваш домашний доктор» 2005г.
- М.К. Шевчук. «Пасека, пчёлы и мёд».
- В.А. Темнов. «Технология продуктов пчеловодства». Издательство «Колос», Москва - 1967г.
- П.П. Максимов. «Пчеловодство». М.:Учпедгиз, 1962г.
- «Большая иллюстрированная энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2006 г.
- «Что есть что». Школьная энциклопедия 1996г. «Пчёлы»
- Русакова Т.М. «А что такое мед», журнал Пчеловодство, 1997г. №5.
- Спутник пчеловода-практика. М., Газетно - журнальное объединение «Воскресение», 1992г.
- Шабаршов И.А. «Юному пчеловоду»: Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988г.
- Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» 2010г.
- Энциклопедия дошкольника, 2008г.
- Большая книга «Почему», 2008г.
- Большая энциклопедия знаний «Жизнь на земле», 2008г.
- Большая детская энциклопедия «Хочу всё знать», 2010г.
- Большая книга вопросов и ответов «Что? Зачем? Почему?», 2002г.
|