Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 04.07.2025, 21:43

Стефановская Елена Николаевна, воспитатель

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Мои проекты [7]
Мои конспекты [2]
Сценарии "День рождение в детском саду" [5]
Дополнительное образование в ДОУ [2]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Мои проекты

проект "Маленькие исследователи" средний возраст

      Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

  К.Е.Тимирязев

      Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование, что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

      Известно, что экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

 

Актуальность

      Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.

      Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

      Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

     Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

      Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

      Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

      В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.

      Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

      Экспериментирование тесно связано с различными видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

      Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.

      Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

      Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

 

Цель: Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

 

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

3. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

4. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

5. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе родного края.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

7. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников.

 

Сроки реализации: краткосрочный (январь – май)

Тип проекта: проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность.

 

Методы:

1. Практические (опыты, эксперименты);

2. Наглядные (схемы, модели и т.д.);

3. Словесные (пояснения, рассказ, познавательные сказки, художественное слово).

 

Структура проведения экспериментов:

1. Постановка проблемы;

2. Поиск путей решения проблемы;

3. Проведения наблюдения;

4. Обсуждение увиденных результатов;

5. Формулировка выводов.

 

Формы:

1. Совместная деятельность воспитателя и ребенка;

2. Самостоятельная деятельность детей;

3. Фронтальные занятия;

4. Наблюдения в природе;

5. Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий;

6. Беседы по теме эксперимента.

 

Материально – техническое обеспечение:

1. Создание центра экспериментально – поисковой деятельности «Почемучка»;

2. Организация образовательного экспериментально – поискового пространства в группе;

3. Разработка группового проекта, конспектов занятий и игр - экспериментирование;

4. Подбор иллюстраций, детской литературы;

5. Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

6. Подборка консультативного материала для педагогов и родителей.

5. Ресурсное обеспечение проекта.

 

Основное оборудование и материалы:

1. Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природный материал: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

7. Красители: пищевой краситель, акварельные краски.

8.Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

9.Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

10. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, водяная мельница, теневой театр, ванна для игр с песком и водой.

11. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

12. Клеенчатые передники, полотенца

      Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

      Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений.

Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

 

Ожидаемые результаты:

У дошкольников развиваются умения:

- активно познавать окружающий мир;

- действовать согласно алгоритма познания;

- применять разные способы детского экспериментирования;

- ставить новые вопросы и искать на них ответы самостоятельно;

- доказательно объяснять полученный результат;

- формируются предпосылки учебной деятельности

У родителей: повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования

 

Этапы реализации проекта:

 

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).

1. Подготовка к работе педагогов.

Анализ методической литературы.
Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.
Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.
Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”.
Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта:

            - Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

            - Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

            - Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы: кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.
Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.
Проведение опытов с объектами живой и неживой природы: водой, песком, воздухом, камнями.

II. Практический

Месяц

недели

Тема

Игры-

эксперименты

Цель

 

Январь

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

«Хочу все знать»

 

«Экскурсия в детскую лабораторию»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

 

 

 

 

 

 

 

«Почему все звучит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство).

Познакомить с понятием «наука» (познание), «гипотеза» (предположение).

Рассказать детям о способе познания мира - эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

 

 

 

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять запах; пальцы – определять форму, структуру поверхности; язык – определять на вкус).

 

Подвести  детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Февраль

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

                         «Воздух – невидимка»

 

«Воздух повсюду»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Как услышать воздух»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почему дует ветер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

«Что мы знаем о воздухе»

 

Познакомить детей с понятием воздух. Расширят представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить  его свойства – невидимость.

 

 

Расширять представления детей о свойствах воздуха. Объяснить, что когда воздух дрожит, возникает звук и его можно услышать.

Выяснить, как люди используют в жизни «голос» воздуха.

 

 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Расширять знания детей о пользе и вреде ветра, как люди используют ветер.

 

 

 

Закрепить знания детей о свойствах воздуха.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Март

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

                                                 «Волшебница - вода»

 

 

«Ходит капелька по кругу»

 

 

 

 

 

 

«Какая бывает вода»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лёд – твердая вода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

«Путешествие капельки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дать детям представления о роли воды в жизни человека и растений. Дать элементарные знания о круговороте воды в природе.

 

 

 

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

(вода прозрачная, жидкая, может течь, принимает форму сосудов, вкуса, запаха; в ней растворяются вещества, имеет вес).

 

 

Продолжать знакомить детей со свойствами воды (превращение воды из жидкого состояния в твёрдое и наоборот). Формировать знания детей о том, что лёд легче воды, прозрачный, твёрдый, имеет форму; вода бывает тёплой, холодной, горячей).

 

 

 

Закрепить знания детей о свойствах воды.

Воспитывать интерес к окружающей жизни, дать представления об отчистке воды. Развивать кругозор детей, любознательность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

         «Чудо магнит»

 

«Удивительный магнит»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Притягивает – не притягивает»

 

 

 

 

 

 

Инсценировка сказки «Колобок» на новый лад

Игра «Ловись рыбка и мала, и велика»

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое занятие

«В мире магнитов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Познакомить детей с понятие магнит (рассказать легенду о рыцаре Магнитолик). Уточнить представление о предметах, взаимодействующих с магнитом. Расширять кругозор детей.

 

 

 

Сформировать представления о свойствах магнита. Развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы.

 

 

Закрепить знания детей о свойствах магнита.

Воспитывать интерес к окружающей жизни. Развивать кругозор детей, любознательность.

 

 

 

 

 

Воспитывать правильное взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Учить самостоятельно, рассуждать, делать элементарные выводы в ходе опытно – экспериментальной деятельности. Обогащать словарный запас

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Май

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

4

«Что у нас под ногами»

 

«Песочная страна»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чудеса из глины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Каждому камешку свой домик»

 

 

 

 

 

 

 

«Всё увидим, все узнаем»

 

Познакомить со свойствами песка (состоит из песчинок, рыхлый, легко сыплется, бывает мелкий и крупный, пропускает воду, мокрый песок слипается, темнее сухого, на песке остаются следы). Где и как человек использует песок.

 

 

Познакомить с качеством и свойствами глины. Учить определять структуру поверхности, качества глины (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (бьётся, размокает, мнётся, плохо пропускает воду). Научить узнавать предметы, сделанные из глины.

 

 

Познакомить с качеством камня. Учить детей классификации камней по форме, цвету, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шершавые)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои проекты | Добавил: lenastefan2311 (29.01.2017)
Просмотров: 351 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz