Пояснительная записка
Дошкольники – прирождённые исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные «зачем?», «как?», «почему?».
Дети пытливые исследователи окружающего мира. Они любознательны, стремятся к экспериментированию, хотят находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать и развивать её.
Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать маленькие открытия. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленную перед ними цель.
Традиционно большое внимание развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников уделяется в старшем дошкольном возрасте. Проанализировав программу, которую реализует ДОУ, я считаю, что уже в младшем дошкольном возрасте необходимо развивать познавательные потребности ребенка, поисковую, исследовательскую активность, направленную на обнаружение нового.
Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательских способностей, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий.
Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и формирование осознанного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Задачи:
Формировать у детей основы диалектического мышления, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).
Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.
Развивать мышление, речь, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Основные методы работы:
Словесные – чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
Наглядные – рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
Практические – дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Формы работы: ООД, беседы, опыты, экспериментирование, дидактическая игра.
Предполагаемый результат:
У детей накоплен познавательный опыт, соответствующий младшему дошкольному возрасту.
Младшие дошкольники активно включаются в поисково-познавательную деятельность совместно с воспитателем.
Дети могут анализировать, сравнивать, делать простейшие выводы в соответствии с возрастными особенностями.
У детей сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Дети проявляют инициативу, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Перспективный план кружковой работы в младшем дошкольном возрасте «Неизведанное рядом»
Сентябрь
|
Тема: «Узнаем, какая вода»
|
Цель: выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 5
|
Сентябрь
|
Тема: «Что в пакете?»
|
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6
|
Сентябрь
|
Тема: «Игры с соломинкой»
|
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 6-7
|
Сентябрь
|
Тема: «Игры с воздушным шариком и соломинкой»
|
Цель: закрепить материал по теме, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 7
|
Октябрь
|
Тема: «Надувание мыльных пузырей»
|
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 8
|
Октябрь
|
Тема: «Ветер по морю гуляет»
|
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 8
|
Октябрь
|
Тема: «Что в коробке?»
|
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.
|
О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 9
|
Октябрь
|
Тема: «Легкий - тяжелый»
|
Цель: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые, научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые)
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 10
|
Ноябрь
|
Тема: «Горячо – холодно»
|
Цель: научить определять температурные качества веществ и предметов.
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12
|
Ноябрь
|
Тема: «Чудесный мешочек»
|
Цель: научить определять температуру веществ и предметов
|
О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», с. 12-13
|
Ноябрь
|
Тема: «Веселые человечки играют»
|
Цель: познакомить со строением тела человека.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 13
|
Ноябрь
|
Тема: «Наши помощники»
|
Цель: познакомить с органами чувств и их назначением
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 15
|
Декабрь
|
Тема: «Бумага, её качества и свойства»
|
Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, рвется, режется, горит)
|
О.В. Дыбина Неизведанное рядом. С. 16
|
Декабрь
|
Тема: «Ткань, её качества и свойства»
|
Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из ткани, вычленять её качества (толщина, структура поверхности, степень прозрачности, мягкость) и свойства (мнётся, рвется, режется, намокает, горит)
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 17
|
Декабрь
|
Тема: «Золотая мама»
|
Цель: в процессе действий с тканью знакомить с её свойствами.
|
О.В. Дыбина.
Из чего сделаны предметы. С. 11 - 12
|
Декабрь
|
Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»
|
Цель: знакомить с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами; научить устанавливать отношения между материалом предметов и способом их употребления.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 15-16
|
Январь
|
Тема: «Что звучит?»
|
Цель: научить определять предмет по издаваемому звуку
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
|
Январь
|
Тема: «Музыка или шум»
|
Цель: научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 11
|
Январь
|
Тема «Птицы зимой»
|
Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела птиц.
|
Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, стр. 86
|
Январь
|
Тема «Изготовление цветных льдинок»
|
Цель: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, что в ней растворяется краска.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 5
|
Февраль
|
Тема: «Утята»
|
Цель: познакомить со свойствами бумаги и ткани.
|
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 13
|
Февраль
|
Тема: «Самолётик»
|
Цель: знакомить со свойствами бумаги и ткани в процессе действия (держит форму, мнется – не мнется); привлечь к творческой деятельности, развивать воображение.
|
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 14-15
|
Февраль
|
Тема: «Бантик из бумаги и ткани»
|
Цель: закрепить представления о свойствах бумаги (мнётся, рвётся, размокает в воде) и ткани (мнётся, её можно стирать и гладить); научить выделять свойства и признаки материалов.
|
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 18-19
|
Февраль
|
Тема: «Теремок»
|
Цель: знакомить с деревом, древесиной и её свойствами.
|
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. С. 19
|
Март
|
Тема: «У меня живёт цветок»
|
Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к живому, развивать умственные способности при установлении элементарных причинно-следственных связей между уходом за растениями и жизнью растений, учить малышей заботиться о растениях, знать их потребности.
|
Коробова М.В. Малыш в мире природы.
Стр. 6-8
|
Март
|
Тема: «Мы сосульку не сосали»
|
Цель: дать представления о качественной характеристике льда (сосулька прозрачная, длинная, холодная, в теплом месте превращается в воду)
|
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 32
|
Март
|
Тема: «Вот беда – был снег, стала вода»
|
Цель: продолжать изучать свойства снега – он тает, превращается в воду.
|
М.Г.Борисенко «Я познаю мир» стр. 30
|
Март
|
Тема: «Кругом вода»
|
Цель: показать разнообразные действия с талым снегом.
|
Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, стр. 83
|
Апрель
|
Тема: «Глина, её качества и свойства»
|
Цель: научить узнавать вещи, изготовленные из глины, вычленять её качества (мягкость, пластичность, степень прочности) и свойства (мнется, бьётся, размокает)
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 18
|
Апрель
|
Тема «Послушная глина»
|
Цель: расширить представления детей о свойствах глины; рассмотреть с детьми предметы, сделанные из глины.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 19
|
Апрель
|
Тема: «Веселые человечки играют»
|
Цель: познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лица – нос, глаза, брови, рот; волосы.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 13- 14
|
Апрель
|
Тема «Починим игрушку»
|
Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей. Познакомить с признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.); с тем, что лицо может отражать чувства и настроение человека.
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. С. 14- 15
|
Май
|
Тема: «Нарисуем свой портрет»
|
Цель: познакомить со строением тела человека и пространственным расположением его частей
|
О.В. Дыбина
Неизведанное рядом. Стр. 14
|
Май
|
Тема: «Дотронься до …»
|
Цель: поупражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов.
|
О.В. Дыбина
Из чего сделаны предметы. Стр. 22
|
Май
|
Тема: «Чудо – магнит»
|
Цель: познакомить детей с качеством магнита – он притягивает металлические предметы.
|
М.Г.Борисенко
«Я познаю мир» стр. 34
|
Май
|
Тема: Игра «Плавает – тонет»
|
Цель: закреплять представления детей о свойствах предметов, сделанных из разных материалов (деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, резиновые, камни, ткань) через практическую деятельность и чувственный опыт.
|
М.Г.Борисенко
«Я познаю мир» стр. 28
|
|
Список литературы:
- Борисенко М.Г. «Я познаю мир», Санкт-Петербург, Паритет, 2004.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом, М., Творческий центр, 2013.
- Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы, М., Творческий центр, 2013.
- Коробова М.В. Малыш в мире природы, М., Просвещение, 2005.
- Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста, М.. 2006.
|