Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во-первых, у детей появляется взаимодействие с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во-вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В-третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.
Изучаемый материал усваивается крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и сам экспериментирует. В ходе этого интересного, загадочного занятия, дети в полной мере могут почувствовать себя открывателями чего-то необычного. Каждый имеет возможность не только наблюдать опыт, но и самостоятельно его провести.
Считается, что познавательная активность – это самостоятельное присвоение ребенком знание об окружающем мире в процессе деятельности. Такие ученые как, В.А. Запорожец, С.Л. Новоселова, А.Н. Поддьяков, считают дошкольное детство наиболее сенситивным периодом для развития познавательной активности ребенка. Эффективным методом развития детской любознательности, а впоследствии познавательной активности, по их мнению, является детское экспериментирование.
Согласно федерального государственного образовательного стандарта и реализуемой в детском саду примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, детское экспериментирование рекомендовано включать в различные виды деятельности: в самостоятельную, совместную, игровую, познавательную, трудовую, прогулки, наблюдения.
ФГОС требует от педагогов создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в мою практику работы с детьми.
Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, которые в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. Мною была изучена научно-методическая литература по данному вопросу таких известных учёных, как Поддьякова Н.Н., Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А., Дыбиной О.В. Куликовской И.Э., Совгир Н.Н., Савенкова А.И.
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.
Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на ряд вариативных программ и методик:
- «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты О.В. Дыбина;
- «Из чего сделаны природы», О.В. Дыбина;
- «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», А. И. Иванова;
- Научные ответы на детские «почему», Н.М. Зубкова;
- «Простые опыты с бумагой, с водой, с природными материалами», М.Султанова
- «Научные развлечения с простыми веществами», А.И. Шапиро.
Изучив педагогические технологии, я определилась со своей педагогической концепцией и сформулировала тему «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Для систематизации знаний у детей поставила цель: развитие познавательных интересов, потребности в экспериментальной деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.
Выделила следующие задачи:
- Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
- Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
- Развивать внимания, зрительной, слуховой чувствительности.
- Создание предпосылок формирования у практических и умственных действий.
На первом этапе работы я исследовала предпочитаемый вид деятельности детей, с целью – выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Для этого использовала методику «Выбор деятельности» Л.Н. Прохоровой.
Проанализировав в целом результаты наблюдений, можно сделать вывод, что в октябре 2013г.
12% – действуют самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности и отказываясь от помощи;
88% - качественно снижены показатели самостоятельно преодолевать трудности при самостоятельном исследовании, недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации, испытывают трудности в обобщении учебного материала.
Отсюда вытекает необходимость развивать у детей потребность в самостоятельной экспериментальной деятельности через обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Результаты наблюдений позволили наметить содержание работы, предоставили возможность работать с опорой на знания и интересы, как каждого ребёнка, так и группы в целом.
Работу по данной теме я построила, используя модульный принцип:
Первый модуль работа по самообразованию (изучение нормативно – правовой базы, подбор научно – методической литературы и диагностических материалов, разработка рабочей программы).
Второй модуль предметно – развивающая среда в группе. Для успешного исполнения процесса по данному направлению в группе была преобразована предметно-развивающая среда и создан центр «Хочу всё знать», соответствующий требованиям:
· безопасности для жизни и здоровья детей;
· достаточности;
· доступности расположения материалов и оборудования.
Для поддержания интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев: медвежонка Умки и зайки Всезнайки, деда Знай и внучки Почемучки, которые многое хотят узнать и всем интересуются. Накоплено необходимое количество материалов, оборудования и разнообразных дидактических игр, чтобы дети в свободное время и по собственному желанию могли играть, закреплять полученные знания. Собранный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим; и активности, стимулируемой взрослым.
Третий модуль работа с воспитанниками. Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе я применяю инновационные методы и приёмы:
- метод проблемного изложения;
- эвристический метод;
- игровые технологии (игры - путешествия, занятия - открытия, занятия - удивления, дидактические и словесные игры, игры - фокусы);
- метод «вхождение в проблемную ситуацию», который ставит детей на место сказочного персонажа, которому нужна помощь;
- интерактивные игры, виртуальные, познавательные и игровые презентации, которые позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей информацией;
- фронтальные, групповые, индивидуальные занятия.
Четвёртый модуль сотрудничество с родителями.
Для популяризации детского экспериментирования составила план работы с родителями.
С начала я провела анкетирование среди родителей на тему «Детское экспериментирование» (по книге «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации/ под ред. Л.Н. Прохоровой), которая позволила выявить их отношение к данной теме. 84% родителей считают детское экспериментирование важным и необходимым занятием в дошкольном возрасте.
Ежедневно провожу познавательные и проблемные беседы. Индивидуальные консультации по запросам родителей. Вовлекаю родителей в выполнении творческих домашних заданий «Опыты вместе с мамой». Дни открытых дверей, родительские собрания, презентации, конкурсы, викторины, открытые занятия с элементами экспериментирования позволили наладить доверительные отношения между всеми участниками образовательного процесса. 92,5% родителей активно включаются в совместную работу: посещают дни открытых дверей, совместные походы, экскурсии, пополняют уголок познавательной литературой, научными наборами для детского экспериментирования.
В целях более полного удовлетворения образовательных запросов родителей воспитанников, повышения уровня развития детей я создала пятый модуль по дополнительному образованию, кружок «Неизведанное рядом». Так же был разработан и реализован проект «Маленькие исследователи».
Проведенное итоговое исследование экспериментальной деятельности детей в мае 2015г. показало, что в результате регулярной, систематической и планомерной работы с детьми по данному разделу:
72% проявляют инициативу в выборе экспериментальной деятельности, используя предметно-развивающую среду, созданную в группе.
68% – действуют самостоятельно, настойчиво, преодолевая трудности и отказываясь от помощи.
В своей работе буду продолжать развивать у детей способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит им в дальнейшем моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях. Совместная работа с родителями позволит им стать заинтересованными лицами в экспериментальной деятельности своих детей.
Я сделала вывод, что педагогическое мастерство — это искусство воспитания, требующее постоянного совершенствования.
|